• Виктор

На Западе призывают к ограничениям на машины и мясо из-за украинского конфликта


©Wikimedia Commons / Автор: Татьяна Соловьёва

После 24 февраля ряд западных нефтетрейдеров прекратили закупать у России нефть, из-за чего российские экспортные поставки снизились заметно ниже прежних пяти миллионов баррелей в день (и не вернулись к ним до сих пор). Чтобы случившееся не вызвало резкого роста цен на нефть, США распечатали свой стратегический нефтяной резерв и забирают оттуда по 1,3 миллиона баррелей в день. Однако размеры резервов ограничены, и в обозримом будущем они истощатся. Как отмечает Международное энергетическое агентство (МЭА), мир находится перед лицом энергетического кризиса.

Чтобы справиться с ним, организация предложила десять мер по экономии нефти. По ее оценкам, следует снизить разрешенную скорость на шоссе на 10 километров в час по всему миру. Это дало бы экономию в 440 тысяч баррелей в день (Россия экспортировала до 24 февраля пять миллионов баррелей в день). Также МЭА считает нужным работать из дома до трех дней в неделю (для тех работ, где это возможно). Эффект от этого по всему миру составил бы 500 тысяч баррелей в день. Среди других мер — запрет на использование машин в городах в воскресенье, субсидирование общественного транспорта, материальные поощрения за ходьбу и велосипеды, используемые взамен моторного транспорта, ограничения выезда на дороги в больших городах для частных авто.

Иллюстрация из доклада МЭА  / ©IEA

Помимо этого, МЭА хотело бы нарастить каршеринг, ввести нормы по более экономному вождению, использовать поезда вместо самолетов, где это возможно, отказаться от бизнес-перелетов, там, где есть альтернативный транспорт, и стимулировать переход на электромобили.

Все эти меры, по оценкам агентства, позволили бы сэкономить 3,05 миллиона баррелей в день, то есть примерно 60% от российского экспорта нефти. Особенно интересно, что в соответствующей новости на сайте Международного энергетического агентства есть такие слова:

«Этот новый доклад также включает рекомендации для переноса мер, <…> включенных в этот план из десяти пунктов, в долгосрочные меры, которые позволили бы снизить спрос на нефть до уровня, совместимого с курсом на нулевые выбросы [углекислого газа] к 2050 году».

Иными словами, под эгидой борьбы с текущим краткосрочным кризисом МЭА планирует продвигать меры, которые в реальности желает сделать постоянными. Это весьма интригует, поскольку меры эти, говоря прямо, серьезно ограничивают свободу передвижения, причем сделать такое предлагают сразу по всему миру.

Сходным с МЭА образом нынешний кризис пытаются использовать для продвижения своих идей и другие силы. Министр сельского хозяйства Германии Джем Оздемир в интервью Spiegel заявил: «Несмотря на то что я вегетарианец, не буду проповедовать, что все должны перейти на вегетарианство. Но скажем так: употребление меньшего количества мяса было бы вкладом против Путина». Министр убежден, что Москва использует свою экспортную мощь как оружие.

Джем Оздемир / ©Spiegel

На первый взгляд мысль совершенно загадочная: Россия не экспортирует крупные объемы мяса в Германию. Более логичным было бы призывать снижать потребление растительных продуктов питания: их наша страна действительно в заметных объемах экспортировала в Евросоюз.

Почему министр-вегетарианец призывает бороться не с тем, что Россия реально вывозит в ЕС, а с тем, что она туда не вывозит, — в рамках рационального анализа понять несколько затруднительно.

Большой проблемой обоих предложений остается то, что на практике их реализация невозможна (за исключением пункта об электромобилях, который и так осуществляется со всей возможной скоростью). Мир в целом не перейдет на существенные ограничения мобильности своих граждан или на сокращение потребления ими мяса.

Напротив, количество пассажиро-километров автотранспорта стабильно растет, как и потребление мяса на душу населения. Меры МЭА или министра сельского хозяйства Германии вряд ли будут пользоваться какой-либо популярностью за пределами западных стран. Тем более что 80% населения мира живут в государствах, не поддержавших санкции против России, поэтому вольных импортировать ее энергоносители.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest